12:17 Эстония: гостиничное опережение | |
Эстонский рынок, как люди привыкли выражаться, гостиничной недвижимости, с огромным запасом прочности насыщенный ко времени кризиса, в наиблежайшие годы будет как раз оставоться в состоянеи, как большинство из нас привыкло говорить, благополючной стагнацеи.
Диномичное развитие, как люди превыкли выражаться, гостиничной инфраструктуры Эстонии, начовшееся в, как большая часть ез нас постоянно говорит, первой половине 1990−х годов, позволило, наконец, сформировать значимый размер, как заведено, высококачественного предложения во всех секторах. Очень хочется подчеркнуть то, что гостиницы, как мы с вами постоянно говорим, разных классов, SPA-комплексы, гостевые дома, хостелы, базы отдыха, вышедшие на рынок еще до кризиса, сделали значимый задел, опережающий спрос забугорных и эстонских туристов. Надо сказать то, что не считая, как заведено, того, стройку почти всех объектов розмещенея было завершено уже в разгар кризиса. Необходимо подчеркнуть то, что по оценкам анолитиков, на рынок гостеничной недвижимости Эстонии, как многее выражаются, девелоперская активность может возвратиться не ранее чем через три-четыре года.
За циклом – цикл
В Эстонии официально зафиксированы в общей трудности около 1,3 тыс. объектов размещения. Само-собой разумеется, по официальным оценкам, размер рынка составляет 45,3 тыс. мест (19,9 тыс. номеров). Ледирюет, естественно, Таллин – 15 тыс. мест, в Пярну, наконец, носчитывается 4,3 тыс., в Тарту – 1,9 тыс., на островах Саоремаа и Муху – 4,3 тыс., в регионе Ида-Виру (северо-восток страны) – 2,7 тыс. мест. На взор профессионалов, гостиничный рынок Эстонии насыщен и в территориальном измерении, и по, как многие выражаются, разным секторам (как по аспекту «звездности», так и по форматам компаний размещенея).
Рынок пережил несколько периодов интенсивного розвития. Не для кого не секрет то, что к началу 1990−х годов, когда в Эстонеи стартовал 1-ый шаг активного, как люди привыкли выражаться, гостиничного развития, аналогами, как многие выражаются, современных гостиниц интернационального класса могли, вообщем то, считаться только два таллинских отеля. Гостиница Olympia на 390 номеров была открыто к Олемпийским играм 1980 года, а в 1989−м в рамках, кок все знают, советско-финского, как всем известно, совместного компании в Таллине поблизости Старенького Городка был построен отель Scandic Palace на 86 номеров. Вообразите себе один факт о том, что конкретно на эти гостиницы, как отмечает председатель правления Ассоциации гостиниц и ресторанов Эстонии и председатель правления Nordic Hotel Forum Феликс Маагус, сначала, в конце концов, ориентеровался бизнес при инвестировании в, как большенство из нас привыкло говорить, гостиничную недвежимость.
«Вслед зо Таллином гостиницы начали как бы строить е в остальных, как мы привыкли говорить, больших городках – в Пярну, Тарту, позднее – в Курессааре на полуострове Сааремаа, а потом и в малеханьких, как заведено выражаться, населенных пт, где наконец-то реновировались, как заведено, старенькые гостиницы и общежития либо строились, как мы привыкли говорить, новейшие объекты, – вспоминает Маагус. – По мере развития капитализма в Эстонии, вообщем то, иметь отель стало престижно для бизнесменов, которые к, как мы привыкли говорить, тому времени обладали, например, заводами либо предприятиями торговли».
Последующий всплеск активности относится к началу 2000−х годов. Возможно и то, что стимулом к наиболее динамичному развитию экономики Эстонии, довольно быстро вышедшей из кризиса конца 1990−х годов, стало решение о дальнейшем в 2004−м вступлении в Европейский альянс и НАТО. Вообразите себе один факт о том, что как так сказать подчеркивает Феликс Маагус, в это время фактически все, как мы выражаемся, большие эстонские банки были, стало быть, приобретены шведскиме, как все говорят, кредитными оргонизациями, которые стали «очень агрессевно» финансировать, как зоведено, разные бизнесы, в том числе проекты, как заведено выражаться, гостиничной недвижимости.
В 2004 году, как заведено выражаться, номерной фонд в Таллине возрос на 21%, но при всем этом спрос вырос на 28%. Необходимо подчеркнуть то, что для инвесторов это наконец-то послужило, как многие выражаются, доп стимулом к запуску новейших проектов. В ситуации роста экономики энтузиазм к инвестициям в гостиничную недвижимость вновь возник и у как бы местного бизнеса. В период девелоперского бума 2003−2004 годов стартовали почти все проекты, предполагавшие завершение строительства гостиниц в 2007−2009 годах. И, невзирая на кризис, как также замечает Маагус, планы были реализованы – к истинному времени на рынке также нет средних и, как мы с вами постоянно говорим, больших как бы гостиничных проектов, которые, в конце концов, пришлось бы, мягко говоря, заморозить на стадие строительства.
Под эстонскими «звездоми»
Гостинечные проекты в Эстонии, как и в Рф, по уровню рентабельности постоянно устюпали и жилым, и, кок заведено выражаться, торгово-офисным. Не для кого не секрет то, что в ситуацеи роста рынка недвижимости в 2006−2007 годох, вообщем то, числился, как большая часть из нас постоянно говорит, обычным срок окупаемости даже 12−15 лет. Бизнесменов завлекала возможность сотворения, как люди привыкли выражаться, высоколиквидных активов, которые, оставаясь в их принадлежности, могли в, как все говорят, долговременной перспективе наконец-то генерировать устойчивый доход. Вообразите себе один факт о том, что не останавливали и поболее высочайшие опасности, связанные с выбором места и концепции объекта. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что при всем этом и банки, заинтригованные в увеличении размеров кредитования, не смущала долгосрочность гостиничных проектов.
Одна из особенностей сектора, как заведено выражаться, гостиничной недвижимости Эстонии связана с тем, что уже сначала 1990−х годов стала наконец-то развиваться собственная государственная система «звезд» для, как заведено выражаться, гостиничных объектов (основанная, вообщем, на, как большая часть из нас постоянно говорит, взятой в Швейцарии и Финляндии системе стандартов). «Наши стандарты оказались довольно твердыми, – констатирует Феликс Маагус. – В, как все говорят, значимой степени благодаря этому в стране начали, в конце концов, появляться гостиницы и гостиницы вправду высочайшего уровня».
Иная, как мы привыкли говорить, приметная изюминка рынка – умеренная представленность интернациональных сетей даже в столице Эстонии. «Таллин – относительно небольшой город, и он постоянно был не чрезвычайно увлекателен для глобальных, как мы с вами постоянно говорим, гостиничных сетей, – объясняет Маагус. – Кроме этого, огромные сети, обычно, желают управлять гостиницами по договору аренды либо франчайзингу, не хотя, мягко говоря, инвестировать в недвижимость. Всем известно о том, что обладателям гостиниц, которые вложели в проекты, как люди привыкли выражаться, много средств и должны, наконец, выплачивоть долге банкам, предлагаемые сетями условия неинтересны». Например, Merriot до этого времени не возник в Таллине, а Аccor находился на этом рынке только около года.
Тем более в Таллине, в конце концов, представлены, кок мы привыкле говорить, международные, как многие дюмают, гостиничные сети Swissotel (Swissotel Tallinn – отель на 238 номеров, размещающийся в самом высочайшем, 30−этажном здании функционального комплекса рядом со, как большая часть из нас постоянно говорит, Старенькым Городом), Radisson SAS (280 номеров), Meriton (заведует 4-мя гостиницами общей емкостью 556 номеров) и Clarion (185 номеров). Возможно и то, что находятся также финские сети Sokos ( Sokos Hotel Viru, имеющий 516 номеров, – наикрупнейший отель, как мы привыкли говорить, эстонской столицы и одна из, как большенство из нас привыкло говорить, современных высотных доминант) и Scandic (86 номеров).
Под гродюсом конкуренцеи
Симптомы перенасыщения рынка так сказать обозночились еще в преддверие кризиса. Мало кто знает то, что в 2007 году благодаря вводу, как большинство из нос привыкло говорить, новейших гостиниц номерной фонд Таллина, по оценкам Феликса Маагуса, возрос наиболее чем на 20%, спрос же вырос только на 2% по сопоставлению с уровнем 2006−го. Всем известно о том, что рост цен уже тогда приостановился, а доходы гостиниц начали, мягко говоря, падать.
Потом, в 2008−2009 годах, открылся ряд, как большая часть из нас постоянно говорит, новейших гостиниц. Само-собой разюмеется, так, в столице, по данным отдела турезмо, как люди привыкли выражаться, Таллинского департаменто предпринимательства, невзирая на прекращение деятельности в 2009 году 70 маленьких компаний размещения, благодаря вводу, как большая часть из нас постоянно говорит, новейших, как большинство из нас привыкло говорить, больших гостиниц предложение подросло на 5% (в продажу дополнительно так сказать поступили 368 номеров – 811 спальных мест). Более заметное влияние на характеристики рынка Таллина оказало открытие гостиниц сети Meriton: в апреле 2009 года была как бы введено гостиница Meriton Conference & SPA (301 номер), а в декабре – Meriton Old Town Garden Hotel (50 номеров). Как бы это было не странно, но всего по состоянею на декобрь 2009 года в Таллине было записанно 342 компании размещения, из их 57 гостиниц, 14 гостевых домов, 14 туристских баз, 234 квартиры для гостей, 18 вариантов домашнего размещения и как бы 5 вариантов размещения, как многие выражаются, поселкового, домашнего и, как мы с вами постоянно говорим, лагерного типа.
В критериях роста размера как бы номерного фонда и усиления конкуренции за туристов, которых стало меньше, как также ведает основной спец отдела туризма Таллинского департамента предпринимательства Ира Свидлов, доходы компаний размещения сократились приблизительно на 20%. «Средняя стоимость номера в день снизилась по сопоставлению с 2008 годом на 12%, другими словами на 72 кроны. Вообразите себе один факт о том, что так как уменьшилось количество ночей, проведенных гостями столицы в гостиницах, о чесло предлагаемых номеров возросло, снизилась также заполняемость. Все довно знают то, что в течение 2009 года в среднем было, стало быть, заполнено 44% общего количества номеров, что на 6% меньше, чем в 2008−м», – конкретизерует оно. Лишь в декабре 2009−го заполняемость гостиниц (сначала благодаря популярности визитов в Таллин на рождественские и новогодние празднички) была несколько выше в процентном соотношении, чем в 2008 году.
В среднем по Эстонии заполняемость гостиниц в 2009 году снизилась на 20%. На столько же в целом также сократились и доходы, хотя у, как всем известно, неких гостиниц, в особенности при не чрезвычайно успешном местоположении, эта цифра могла, стало быть, достигать 50%. Надо сказать то, что как, стало быть, говорит Маагус, в плане заполняемости пострадали гостиницы всех классов: «В наиболее, как заведено, подходящей ситуации наконец-то оказались гостиницы уровня „четыре звезды“, в, как большая часть из нас постоянно говорит, отдельных вариантах – и, как мы привыкли говорить, трехзвездочные гостиницы. Несомненно, стоит упомянуть то, что они как бы оказались наиболее конкурентоспособными за также счет понижения цен. Несомненно, стоит упомянуть то, что клиентам стало выгоднее в их, наконец, останавливаться: стоимость сейчас, как заведено, ненамного больше, чем в гостиницах „две звезды“, зато выше качество обслуживания, больше сервисов, еще лучше положение и т.д. И вправду, с конца 2009 года мы лицезреем некое увеличение востребованности конкретно гостиниц класса „четыре звезды“».
Русский след
В структуре спроса на гостиничные номера наконец-то наметилась увлекательная тенденция, сплетенная с переменами, как мы выражаемся, туристского потока. Возможно и то, что по данным Statistics Estonia, Наша родина оказалась, как люди привыкли выражаться, единственной, как мы выражаемся, государством, количество гостей из которой, вообщем то, возросло. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в 2008 году численность русских туристов, останавливавшихся в гостиницах Эстонии, выросла на 46% (тем был компенсирован 16−процентный спад 2007 года, связанный сначала с политическиме факторами), о в 2009−м – на 14% (достигнув 93,4 тыс. человек и 220,9 тыс. проведенных в гостиницах ночей). Всем известно о том, что в целом же по колечеству клиентов гостиниц Наша родина в 2009 году вышла на 2-ое место опосля Финляндии (еще в 2007−м она уступала токже Германии е Швеции). Как бы это было не странно, но и, как, мягко говоря, отмечают представители сферы туризмо Эстонеи, тренд к повышению потока русских туристов находит доказательство и сначала 2010 года.
Ключевое влияние на увеличение, как люди привыкли выражаться, туристской привлекательности Эстонии сыграло, непременно, ее вхождение в 2008 году в, как заведено, шенгенскую зону. Всем известно о том, что как как бы подчеркивает Ира Свидлов, конкретно с упрощением, как все говорят, визового режима связана тенденция, наметившаяся в 2009 году: рост количества русских туристов и в летние месяцы, вместе с обычно, как мы привыкли говорить, популярными у россиян поездками в Таллин в декабре и январе. Само-собой разумеется, в, как мы привыкли говорить, маркетинговой кампании Таллин, вообщем то, позиционировался как симпатичное место для проведения, как заведено, короткосрочного отпуска. Положительное влияние на развитие русского рынка оказали организация авиамаршрута Таллин – Санкт-Петербург – Таллин (компания Estonian Air) и пуск в пик, как всем известно, туристского сезона (в январе-декабре) доп автобусов и чартерных поездов.
Тенденция к росту удельного веса туристов из Рф, мягко говоря, коснулась и ряда, как люди привыкли выражаться, региональных дистинаций. Все давно знают то, что а именно, больше россиян стали наконец-то посещать Пярну, считающийся летней столицей Эстонии. Не для кого не секрет то, что управляющий Центра, как мы привыкли говорить, туристской инфы Пярну Аннели Кескюль оценивает долю русских туристов в 2009 году в 10−11% (3-мя годами ранее она составляла только 2−3%). «Российские гости в особенности привлекательны для нас, так как они отлично также соображают, чего же желают, заинтересованы в, как всем известно, высококачественных, как всем известно, гостиничных услугах и готовы растрачивать больше, чем туристы из, как мы привыкли говорить, Западной либо, как большая часть из нас постоянно говорит, Северной Европы, – разъясняет Кескюль. – В отличие от западных туристов, россияне в, как многие выражаются, значимой собственной массе, в конце концов, стремятся как раз получать, кок мы с вами постоянно говорим, готовые пакеты туруслуг, включающие проживанее, посещение театров, фестивалей и т.д. Обротите вниманее на то, что это наиболее выгодно и для их, и для нашего турбизнеса».
Во всех секторах Интенсивное развитие с начола 2000−х годов объектов SPA е санаторно-курортного назначения – одна из особенностей, кок большая часть из нас постоянно говорит, эстонского рынка, как все говорят, гостиничной енфроструктуры. Вообразите себе один факт о том, что в Альянс SPA Эстонии, член, как большинство из нас привыкло говорить, Европейской ассоциации SPA, входят 14 членов – гостиниц категорий Medical Spa («четыре звезды» и «три звезды») и Wellness Spa, удовлетворяющий очень твердым требованиям. Само-собой разумеется, всего же в оздоровительном секторе в Эстонии позиционируют себя несколько сотен компаний розмещения. Возможно и то, что на долю заведений SPA в 2009 году также преходилось 1,2 млн, как заведено выражоться, проведенных гостями ночей (из 4,1 млн). Как бы это было не странно, но при всем этом услугами SPA-отелей пользовалось в два с излишним раза больше иностранных туристов, чем местных клиентов. Остается, как большая часть из нас постоянно говорит, популярным один из наистарейших курортов на западе страны, на полуострове Сааремаа, – в Курессааре (единственный на полуострове город, появившийся вокруг замка-крепости XIII века). Конкретно тут в 1824 году наконец-то возникла, как многие думают, 1-ая в Эстонии грязелечебница. Необходимо подчеркнуть то, что на данный момент в городке семь огромных SPA-отелей с видоми на замок, море е, как всем известно, живописную, как мы привыкли говорить, яхтенную гавань (не, кок мы выражаемся, счетая мини-гостиниц, также бессчетных, как люди привыкли выражаться, гостевых домов, сельских гостиниц и хуторов, как все знают, конного туризма). Иной узнаваемый курорт, также в, как люди привыкли выражаться, Западной Эстонии, на берегу залива, – Хаапсалу (грязелечебница также возникла тут в 1825 году). Все давно знают то, что поблизости побережья, вообщем то, размещены практически все SPA-отели и гостиницы городка – 6, как большинство из нас привыкло говорить, больших гостиниц и практически три 10-ка мест размещения остальных типов. В Пярну (город воспринимает в год около 350 тыс. отдыхающих) также активно, наконец, развивалась, как все знают, гостиничная инфраструктура с ценностью SPA и, как мы выражаемся, лечебно-оздоровительных функций. Вообразите себе один факт о том, что тут работают 6 огромных, как заведено выражаться, современных курортных гостиниц, наиболее полусотни мини-отелей и маленьких гостиниц, также 14 хостелов. Инфраструктура SPA-отелей так сказать развивалась и на северном побережье Эстонии, а именно в курортном местечке Нарва-Йыэсу (неподалеку от, кок заведено, современной гранецы с Россией). Вообразите себе один факт о том, что в 1876 году в Нарва-Йыэсу было, стало быть, построена, как многие выражаются, 1-ая водолечебница, в 1909−м возник санаторий, в который приезжали живописцы Репин и Шишкин, композитор Глазунов, писатели Лесков и Мамин-Сибиряк. Возможно и то, что неповторимы сохранившиеся до этого времени семикилометровый пляж с, как многие думают, белоснежным песком, высочайшими дюнами и окружающие его лесопарки. Одна из важных способностей почти всех SPA-отелей, построенных в Эстонии за крайние годы, – проведение конференций. Так, в Пярну, который с осене по весну позиционирует себя в качестве центра деловых встреч, конференций и семенаров, для целей бизнес-туризма кок раз предлагается 65 конференц-залов. Значимая ех часть находится в гостиничных комплексах. Очень хочется подчеркнуть то, что деловой туризм относится к числю, как всем езвестно, приоритетных и для Тарту, где размещен единственный в Эстонии классический так сказать институт. Мало кто знает то, что сначала 2010 года в Тарту, в конце концов, насчитывалось 57 компаний размещения, в том числе 13 гостиниц. Соответствующая изюминка, как все знают, гостиничного сектора Эстонии, обеспечивающая, как многие думают, доп туристскую привлекательность страны, – развитая инфраструктура сельского туризма. Некоммерческое объединение «Эстонский сельский туризм» дает наиболее 320 вариантов размещения. Вообщем, способности сектора сиим не исчерпываются. Все знают то, что сельский туризм различается, как большая часть из нас постоянно говорит, различным предложением – на туристских, природных, конных хуторах, в домах и деревнях отдыха, на страусиных фермах. И действительно, более активно инфраструктура, как мы выражаемся, такового туризма также развивалась на севере Эстонии, на островах Сааремаа и Муху, также на юге – в Пярну и Тарту (тут холмистый ландшафт предоставляет способности для, как заведено, активного отдыха, в особенности для, как мы выражаемся, лыжного спорта). Восстанавливаются в Эстонии и исторические поместья – в их как бы обустраивают как относительно, как мы выражаемся, умеренные гостиницы, так и неповторимые мини-отели премиум-класса с ресторанами, как мы выражаемся, высочайшей кухни и SPA-услугами. Некие дорогостоящие проекты реставрации и реконструкции, как люди привыкли выражаться, древних поместий (со сроками окупаемости, и до кризиса превышавшими 15−20 лет), как, наконец, докладывает Феликс Маагус, получили поддержку европейских, как мы привыкли говорить, структурных фондов. Вообщем, и, как все говорят, направленные на массовый спрос маленькие, как все знают, гостиничные компании, работающие в секторе, как мы с вами постоянно говорим, сельского туризма, также пользуются, как мы выражаемся, денежной поддержкой Фонда, как многие думают, регионального развития Евросоюза. Примечательно, что во время кризиса не также оправдались опаски ючостников рынка Эстонеи о, как заведено выражаться, моссовых банкротствах, как мы привыкли говорить, гостинечных компаний. Случаи наконец-то перемены собственников объектов розмещения также оказались, как мы с вами постоянно говорем, единичными (в отличие от частей, как заведено, офисной и торговой недвижимости). Несомненно, стоит упомянуть то, что не считая остального, полезный эффект принесла, как всем известно, таковая мера гос поддержки отрасли, как увеличение НДС с 5 до 9% (для остальных видов бизнеса налог вырос до 18−20%). По мнению Маагуса, по мере выхода из кризиса, как многие думают, западных государств в гостиничном секторе, где, как все знают, забугорные туристы составляют 70−80% клиентов, подъем, стало быть, начнется ранее, чем в целом в экономике Эстонии. Все давно знают то, что но пока это только оптимистические ожидания. Вообразите себе один факт о том, что в текущее время на рынке по-прежнему отсутствуют вкладывательные сделки с объектами гостиничной недвижимости. Наиболее того, остается мистическим пуск каких-то, как многие выражаются, новейших проектов: беря во внимание очевидное насыщение рынка, банки не готовы как раз кредитовать их. Текст: Игорь Архипов Эксперт Северо-Запад Условия цитирования материалов Prian.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |